Инструкция по выполнению работы.
Экзаменационная работа по литературе состоит из 2 частей.Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй — на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа — 5—8 предложений).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.
Указание на объём ответов в части I условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Часть 2 содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
Выполняя задания, Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Критерии оценивания.
1
Критерии оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2;
1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом 3–5 предложений.
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Критерии и баллы.
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов:
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на
авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский
замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 балла;
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО не даёт на него прямого ответа, И (ИЛИ) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел),
И (ИЛИ) ограничивается изложением своей точки зрения,
И (ИЛИ) не все тезисы аргументирует,
И (ИЛИ) отчасти подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает одну-две фактические ошибки - 1 балл;
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
И (ИЛИ) подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает более двух фактических ошибок - 0 баллов.
2. Следование нормам речи:
а) допущено не более двух речевых ошибок - 1 балл;
б) допущено более двух речевых ошибок - 0 баллов.
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на
авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский
замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 балла;
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО не даёт на него прямого ответа, И (ИЛИ) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел),
И (ИЛИ) ограничивается изложением своей точки зрения,
И (ИЛИ) не все тезисы аргументирует,
И (ИЛИ) отчасти подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает одну-две фактические ошибки - 1 балл;
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
И (ИЛИ) подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает более двух фактических ошибок - 0 баллов.
2. Следование нормам речи:
а) допущено не более двух речевых ошибок - 1 балл;
б) допущено более двух речевых ошибок - 0 баллов.
Максимальный балл - 3
2
Критерии оценивания сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих
написания связного ответа объёмом 5–8 предложений.
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Критерии и баллы.
1. Умение сопоставлять художественные произведения:
а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику - 2 балла;
б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению
анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной
характеристики - 1 балл;
б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению
анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной
характеристики - 1 балл;
в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа И (ИЛИ) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику - 0 баллов.
2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов:
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на
авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский
замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 балла;
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
НО
не даёт на него прямого ответа,
И (ИЛИ) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает
авторский замысел),
И (ИЛИ) ограничивается изложением своей точки зрения,
И (ИЛИ) не все тезисы аргументирует,
И (ИЛИ) отчасти подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает одну-две фактические ошибки - 1 балл;
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
И (ИЛИ) подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает более двух фактических ошибок - 0 баллов.
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на
авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский
замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 2 балла;
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
НО
не даёт на него прямого ответа,
И (ИЛИ) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает
авторский замысел),
И (ИЛИ) ограничивается изложением своей точки зрения,
И (ИЛИ) не все тезисы аргументирует,
И (ИЛИ) отчасти подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает одну-две фактические ошибки - 1 балл;
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос,
И (ИЛИ) подменяет анализ пересказом текста,
И (ИЛИ) допускает более двух фактических ошибок - 0 баллов.
3. Следование нормам речи:
а) допущено не более двух речевых ошибок - 1 балл;
б) допущено более двух речевых ошибок - 0 баллов.
а) допущено не более двух речевых ошибок - 1 балл;
б) допущено более двух речевых ошибок - 0 баллов.
Максимальный балл - 5 баллов.
3
Критерии оценивания заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения(в объёме не менее 200 слов) Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинениименее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов. При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Критерии и баллы.
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений:
а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы, фактические ошибки и неточности отсутствуют - 3 балла;
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, НО не все тезисы убедительно обосновывает
И (ИЛИ) допускает одну-две фактические ошибки - 2 балла;
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или
односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учёта авторского замысла),
И (ИЛИ) не обосновывает свои тезисы,
И (ИЛИ) допускает три-четыре фактические ошибки - 1 балл;
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
И (ИЛИ) допускает более четырёх фактических ошибок - 0 баллов.
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями:
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют - 2 балла;
б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, НО
не использует их для анализа произведения
И (ИЛИ) допускает одну-две ошибки в их употреблении - 1 балл;
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более двух ошибок в их употреблении - 0 баллов.
4
3. Обоснованность привлечения текста произведения:
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) - 2 балла;
б) текст привлекается, но не всегда обоснованно (т. е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) - 1 балл;
в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются - 0 баллов.
4. Композиционная цельность и логичность изложения:
а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности - 2 балла;
б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части
высказывания логически связаны между собой, НО
мысль повторяется,
И (ИЛИ) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе
внутри смысловых частей высказывания),
И (ИЛИ) есть отступления от темы сочинения - 1 балл;
в) в сочинении не прослеживается композиционный замысел,
И (ИЛИ) допущены грубые нарушения в последовательности изложения,
И (ИЛИ) нет связи между частями и внутри частей - 0 баллов.
5. Следование нормам речи:
а) допущено не более двух речевых ошибок - 3 балла;
б) допущены три речевые ошибки - 2 балла;
в) допущены четыре речевые ошибки- 1 балл;
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок) - 0 баллов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий